В какой-то период времени пошла мода на вещание видео контента в интернет. И наша телекомпания не была исключением. Вызывает как-то меня руководство и говорит: «А изобрети-ка ты нам мини переносную телевизионную станцию, для вещания в интернет и черт знает куда еще. Но денег нет!» Ну как нет? Денег то немного потратить пришлось конечно, но, рассматривая эту сумму в контексте настоящих (заводских) решений, это капля в море. Ну задачи из разряда «конструирование дендро-фекальным способом с применением магии материализации из воздуха» в нашей стране встречаются повсеместно и никого этим не удивишь. Забегая вперед, скажу, что после пары лет эксплуатации этой конструкции, с учетом её постоянно переносного «образа жизни» и периодически подбрасывания нам неких сюрпризов, к ней прилипло милое прозвище «потаскуха».
Глава 1. ТЗ
После долгого обсуждения и гугления, были выстраданы задачи. Задачи не совпадали с хотелками. Хотелки невозможно было реализовать физически. В общем единорог в вакууме. Поумерив аппетиты и вспомнив что «денег нет!», определились:
– программный видео микшер от австралийцев – vMix, дёшево и сердито.
– плата видео захвата 4х канальная. 4 потому что, а) оптимально для построения сцен профессиональной съемки, б) платы с бОльшим числом каналов – экзотика и стоит как топливный элемент АЭС.
– звуковой интерфейс.
– все эти пироги, понятное дело, нужно подключать в средне классовый комп.
– 4 камеры в HD качестве.
– контроллер Tally Lights. Это совсем отдельная история. Про него есть отдельная статья, и даже не одна.
– системы служебной связи с операторами и ведущими (в нашем случае, частично встроено в контроллер Tally).
– кабельное хозяйство.
Итого вырисовывалась вот такая схема:
Глава 2. Аппаратная
Для начала пришлось определяться с видеозахватом. У нас в доступе были разношерстные видеокамеры SONY XDCAM, от 280-ых до 320-ых. Они все имели выход SDI, что является чуть ли не оптимально подходящим сейчас интерфейсом для наших задач. Значит нужна плата с SDI входом (а точнее 4). Остановился я на любимых мной BlackMagic Design, нашлась у меня плата Decklink quad.
Не подумайте, что реклама, но просто при их ценах, можно простить им их некоторые косяки. Единственный серьёзный недостаток (моё личное мнение) это разъёмы DIN 1.0/2.3.
При покупке таких разъемов для кабелей убедитесь в их качестве. Canare, например, у нас доставили серьёзных проблем, несмотря на именитость. Замена на Neutrik тут же решила проблемы с рассыпанием и пропаданием сигнала. Стандартный BNC не так капризен.
Далее звуковой интерфейс. Тут можно обойтись и вложенным звуком с камер, если у нас кружок «детское ТВ», но мы ребята серьёзные, так что в бой идёт внешний звуковой интерфейс или хорошая звуковая карта с балансными входами. Чем больше входов, тем лучше! У меня под рукой оказался диктофон ZOOM H8 с функцией звукового интерфейса. 1-2 входа обычно достаточно, если звук на мероприятиях забирать с пульта звукорежиссера. Но иногда приходится подключать и по 4-6 микрофонов. Позже на его место встал микшерный пульт Behringer, но суть от этого не меняется.
Касательно компьютера, тоже есть несколько особенностей. Например, скоростной дисковый массив, что бы система успевала писать, воспроизводить и рендерить одновременно. Ну недолго думая, засовываем SSD для системы и два «шпинделя» в рейд массив RAID0 для записи (опять же можно было бы состряпать рейд из SSD, но цена на рейд с тем же объемом была бы сильно выше).
И желательно корпус компа поставить на мягкие резиновые ножки. Зачем? А вот когда организатор мероприятия выделит вам место под акустическим порталом и от звукового давления басов ваш дисковый массив начнёт рекалибровать головки и тормозить всю систему, вот тогда вы вспомните что такое боль. Хотя если у Вас SSD, таких проблем не будет.
Вот с системой служебной связи история отдельная. Как я уже упоминал, система индикаторов Tally и служебной связи нам пришлось ваять самодельные. Почему? Да всё потому же, что «денег нет». Иными словами, заводские образцы мало того, что чаще всего это разные системы (хотя я встречал и интегрированные), так еще и стоят совсем не лояльно. Так что если дорогие читатели захотят сэкономить приличную сумму,
советую вчитаться в статью про Tally Lights и обновления Tally Lights 3.0 для vMix.
А вот касательно беспроводного «уха» для ведущего/журналиста и прочих «говорящих голов», всё до ужаса топорно: берем гарнитуру Bluetooth и адаптер для ПК (желательно с внешней антенной). Работает на малых расстояниях не хуже дорогих радиосистем.
И последнее (но не по важности) это кабели для соединения нашей «потаскухи» с камерами и телеоператорами. А именно, сигнал с камер нужно забрать. Телеоператору нужно как-то донести индикатор Tally, и связь с режиссером. В нашем случае 50 метров, это максимум. Более обычно не требуется. Но кабель лучше брать по дороже и по лучше. Если конечно не хотите словить в прямом эфире картинку, отрыгивающую чёрным полем или подвисаниями. Мы использовали коаксиальный кабель Belden, к которому по топорному, изолентой, прижгутовали мягкий 5ти жильный акустический Canare. Но подошла бы и мягкая витая пара. Ну не стрелять же из неё, в самом деле.
Глава 3. Программная
Ну что, собрали мы железа, пора его оживлять. Так вот ДА! Старая проверенная Windows 7 x64 к моему сожалению тут не пройдёт, потому что аппаратное кодирование H.264 и некоторый функционал vMix поддерживаются от Windows 10 и выше.
При чем после установки категорически рекомендую порубить к всем Биллам службы обновлений и т.д. Проще говоря – кастрировать. Обновления для таких систем, это зло и от лукавого.
Далее накатываем наш основной софт – vMix. На момент публикации я ставил версию 24, купленную в варианте HD. Так же, рекомендую поставить в комплект софта аудио роутера VB-audio Voicemeeter Banana. Штука позволяет не просто организовать роутинг любых источников, но и сама имеет в комплекте виртуальные аудио кабели и даже сетевую передачу звука практически без задержек. И при всём этом, софт бесплатный.
Следующим этапом будет настройка и связка софта. Под каждую задачу или трансляцию конфиг может меняться, но алгоритм подготовки софта всегда един. Во-первых, нужно собрать пресет в нашем vMix. Т.е. добавить все наши источники видео, звука, графики (если предполагается), а также скроссировать звуковые шины и индикаторы tally. И далее, синхронизировать звук. Т.е. выставить задержки в vMix таким образом, чтобы, к примеру, поющая голова в кадре пела, а не «шлёпала губами под фанеру». Делать это каждый раз не требуется, но проверять рассинхрон я бы рекомендовал хотя бы бегло всякий раз при подготовке. Как это сделать?
- Самый простой (не инженерный) способ: похлопать в ладоши перед камерой и посмотреть/послушать в окне предпросмотра. Покрутить «на глаз». Не забыть проверить то же самое на записи.
- Второй способ извращенный: подать на первый вход SDI и вход звуковой карты сигналы с тестового генератора (вспышки), включить рендер этого сигнала на второй выход SDI, поставить перемычку со второго выхода на третий вход нашей карты и запустить программу AVd из моей ранней статьи, подключив третий вход в ней. Жёстко правда?
Так же не мешает настроить горячие клавиши и MIDI контроллер для удобства и сохранить их именно в пресет. По настройке последнего можно почитать в отдельной статье vMix Контроллер своими руками. Ну и последнее, что нужно настроить, это выходы. Куда мы будем отдавать. Запись, рендер, стриминг и т.д. Тут всё всегда индивидуально.
Итог:
Да, знаю, получилось довольно сумбурно, но тема ПТС вообще крайне широкая и обхватить её одной статьёй невозможно. Так что по мере необходимости будем разжёвывать, а пока пользуйтесь своими мозгами правильно!
Статья дельная. Спасибо.