Мобильная подвижная теле станция (ПТС)

В какой-то период времени пошла мода на вещание видео контента в интернет. И наша телекомпания не была исключением. Вызывает как-то меня руководство и говорит: «А изобрети-ка ты нам мини переносную телевизионную станцию, для вещания в интернет и черт знает куда еще. Но денег нет!» Ну как нет? Денег то немного потратить пришлось конечно, но, рассматривая эту сумму в контексте настоящих (заводских) решений, это капля в море. Ну задачи из разряда «конструирование дендро-фекальным способом с применением магии материализации из воздуха» в нашей стране встречаются повсеместно и никого этим не удивишь. Забегая вперед, скажу, что после пары лет эксплуатации этой конструкции, с учетом её постоянно переносного «образа жизни» и периодически подбрасывания нам неких сюрпризов, к ней прилипло милое прозвище «потаскуха».

Глава 1. ТЗ

После долгого обсуждения и гугления, были выстраданы задачи. Задачи не совпадали с хотелками. Хотелки невозможно было реализовать физически. В общем единорог в вакууме. Поумерив аппетиты и вспомнив что «денег нет!», определились:

– программный видео микшер от австралийцев – vMix, дёшево и сердито.

– плата видео захвата 4х канальная. 4 потому что, а) оптимально для построения сцен профессиональной съемки, б) платы с бОльшим числом каналов – экзотика и стоит как топливный элемент АЭС.

– звуковой интерфейс.

– все эти пироги, понятное дело, нужно подключать в средне классовый комп.

– 4 камеры в HD качестве.

– контроллер Tally Lights. Это совсем отдельная история. Про него есть отдельная статья, и даже не одна.

– системы служебной связи с операторами и ведущими (в нашем случае, частично встроено в контроллер Tally).

– кабельное хозяйство.

Итого вырисовывалась вот такая схема:

схема ПТС

Глава 2. Аппаратная

Для начала пришлось определяться с видеозахватом. У нас в доступе были разношерстные видеокамеры SONY XDCAM, от 280-ых до 320-ых. Они все имели выход SDI, что является чуть ли не оптимально подходящим сейчас интерфейсом для наших задач. Значит нужна плата с SDI входом (а точнее 4). Остановился я на любимых мной BlackMagic Design, нашлась у меня плата Decklink quad.

Decklink Quad

Не подумайте, что реклама, но просто при их ценах, можно простить им их некоторые косяки. Единственный серьёзный недостаток (моё личное мнение) это разъёмы DIN 1.0/2.3.

При покупке таких разъемов для кабелей убедитесь в их качестве. Canare, например, у нас доставили серьёзных проблем, несмотря на именитость. Замена на Neutrik тут же решила проблемы с рассыпанием и пропаданием сигнала. Стандартный BNC не так капризен.

Далее звуковой интерфейс. Тут можно обойтись и вложенным звуком с камер, если у нас кружок «детское ТВ», но мы ребята серьёзные, так что в бой идёт внешний звуковой интерфейс или хорошая звуковая карта с балансными входами. Чем больше входов, тем лучше! У меня под рукой оказался диктофон ZOOM H8 с функцией звукового интерфейса. 1-2 входа обычно достаточно, если звук на мероприятиях забирать с пульта звукорежиссера. Но иногда приходится подключать и по 4-6 микрофонов. Позже на его место встал микшерный пульт Behringer, но суть от этого не меняется.

Zoom H8

Касательно компьютера, тоже есть несколько особенностей. Например, скоростной дисковый массив, что бы система успевала писать, воспроизводить и рендерить одновременно. Ну недолго думая, засовываем SSD для системы и два «шпинделя» в рейд массив RAID0 для записи (опять же можно было бы состряпать рейд из SSD, но цена на рейд с тем же объемом была бы сильно выше).

системный блок

И желательно корпус компа поставить на мягкие резиновые ножки. Зачем? А вот когда организатор мероприятия выделит вам место под акустическим порталом и от звукового давления басов ваш дисковый массив начнёт рекалибровать головки и тормозить всю систему, вот тогда вы вспомните что такое боль. Хотя если у Вас SSD, таких проблем не будет.

Вот с системой служебной связи история отдельная. Как я уже упоминал, система индикаторов Tally и служебной связи нам пришлось ваять самодельные. Почему? Да всё потому же, что «денег нет». Иными словами, заводские образцы мало того, что чаще всего это разные системы (хотя я встречал и интегрированные), так еще и стоят совсем не лояльно. Так что если дорогие читатели захотят сэкономить приличную сумму,
советую вчитаться в статью про  Tally Lights и обновления Tally Lights 3.0 для vMix.

абонентские устройства Tally

А вот касательно беспроводного «уха» для ведущего/журналиста и прочих «говорящих голов», всё до ужаса топорно: берем гарнитуру Bluetooth и адаптер для ПК (желательно с внешней антенной). Работает на малых расстояниях не хуже дорогих радиосистем.

адаптер bluetooth

И последнее (но не по важности) это кабели для соединения нашей «потаскухи» с камерами и телеоператорами. А именно, сигнал с камер нужно забрать. Телеоператору нужно как-то донести индикатор Tally, и связь с режиссером. В нашем случае 50 метров, это максимум. Более обычно не требуется. Но кабель лучше брать по дороже и по лучше. Если конечно не хотите словить в прямом эфире картинку, отрыгивающую чёрным полем или подвисаниями. Мы использовали коаксиальный кабель Belden, к которому по топорному, изолентой, прижгутовали мягкий 5ти жильный акустический Canare. Но подошла бы и мягкая витая пара. Ну не стрелять же из неё, в самом деле.

Глава 3. Программная

Ну что, собрали мы железа, пора его оживлять. Так вот ДА! Старая проверенная Windows 7 x64 к моему сожалению тут не пройдёт, потому что аппаратное кодирование H.264 и некоторый функционал vMix поддерживаются от Windows 10 и выше.

При чем после установки категорически рекомендую порубить к всем Биллам службы обновлений и т.д. Проще говоря – кастрировать. Обновления для таких систем, это зло и от лукавого.

Далее накатываем наш основной софт – vMix. На момент публикации я ставил версию 24, купленную в варианте HD. Так же, рекомендую поставить в комплект софта аудио роутера VB-audio Voicemeeter Banana. Штука позволяет не просто организовать роутинг любых источников, но и сама имеет в комплекте виртуальные аудио кабели и даже сетевую передачу звука практически без задержек. И при всём этом, софт бесплатный.

Следующим этапом будет настройка и связка софта. Под каждую задачу или трансляцию конфиг может меняться, но алгоритм подготовки софта всегда един. Во-первых, нужно собрать пресет в нашем vMix. Т.е. добавить все наши источники видео, звука, графики (если предполагается), а также скроссировать звуковые шины и индикаторы tally. И далее, синхронизировать звук. Т.е. выставить задержки в vMix таким образом, чтобы, к примеру, поющая голова в кадре пела, а не «шлёпала губами под фанеру». Делать это каждый раз не требуется, но проверять рассинхрон я бы рекомендовал хотя бы бегло всякий раз при подготовке. Как это сделать?

  • Самый простой (не инженерный) способ: похлопать в ладоши перед камерой и посмотреть/послушать в окне предпросмотра. Покрутить «на глаз». Не забыть проверить то же самое на записи.
  • Второй способ извращенный: подать на первый вход SDI и вход звуковой карты сигналы с тестового генератора (вспышки), включить рендер этого сигнала на второй выход SDI, поставить перемычку со второго выхода на третий вход нашей карты и запустить программу AVd из моей ранней статьи, подключив третий вход в ней. Жёстко правда?

Так же не мешает настроить горячие клавиши и MIDI контроллер для удобства и сохранить их именно в пресет. По настройке последнего можно почитать в отдельной статье vMix Контроллер своими руками. Ну и последнее, что нужно настроить, это выходы. Куда мы будем отдавать. Запись, рендер, стриминг и т.д. Тут всё всегда индивидуально.

Итог:

Да, знаю, получилось довольно сумбурно, но тема ПТС вообще крайне широкая и обхватить её одной статьёй невозможно. Так что по мере необходимости будем разжёвывать, а пока пользуйтесь своими мозгами правильно!

1 комментарий для “Мобильная подвижная теле станция (ПТС)

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.Обязательные поля помечены *

* Все комментарии проходят предмодерацию.